Как научиться сомневаться и видеть новое? Несколько несложных практик, помогающих развивать в себе экспериментальный гибкий склад ума, присущий, а также склад ума , который остро осознает все, что происходит вокруг.
Как не странно, но знания могут стать и тормозом на нашем пути, если мы их абсолютизируем. В той или иной степени этим грешит каждый. Человеческой природе свойственно избегать неожиданностей, предпочитать определенность. Но жить мы обречены в сложном, изменчивом и неопределенном мире.

Кем бы мы ни были, нам приходится иметь дело с неведомым, в котором то, что мы знаем и считаем истинным, правильным, не работает. Уверенность становится шорами на глазах. Необходима большая гибкость, открытость новому, умение сомневаться, пишут два известных бизнес-консультанта, Стивен Д’Соуза и Дайана Реннер, в своей книге «Не в знании сила. Как сомнения помогают нам развиваться».
Подходите к каждому вопросу с позиции искреннего незнания

Они разработали несколько несложных практик, помогающих развивать в себе экспериментальный склад ума, присущий ученому, а также склад ума антрополога. Ученый разрабатывает эксперименты, в которых тестирует гипотезы, делится результатами, ищет паттерны и открыт альтернативным объяснениям. Антрополог остро осознает все, что происходит вокруг, он в высшей степени внимателен. Это не отстраненный наблюдатель — ему известны и свои предрассудки, не только предрассудки других.

Если вы попробуете некоторые из этих упражнений, оставьте себе время, чтобы проанализировать новый опыт. Опыт, показавшийся бессмысленным с первого раза, может впечатлить со второй попытке. Повтор придаст ему глубину и силу. Иногда лишь многократный повтор, длительная практика ведут к прозрениям и совершенствованию, пишут Д’Соуза и Реннер. Главное, получать от этих экспериментов удовольствие. Лучше всего люди учатся, «резвясь и играя».


Начните учить

Хороший способ укрепить в себе «сознание начинающего» — обсудить то, что вы хорошо знаете, с людьми, которые в этом совершенно не разбираются, или даже начать учить их.

Если хватит храбрости, проведите урок в школе или в молодежном центре. Дети  молчать не будут и выскажут критику вам в лицо. Этот опыт поможет очистить речь и мысли и вы сможете говорить о сложном просто.

Порядок в доме — порядок в голове

Убирая дом, вы символически освобождаете место для умственной ясности. Заодно вы видите и буквально и метафорически, сколько накопилось бесполезного или неиспользуемого хлама: убеждений, предвзятости и т.д. Вычищая старое, мы освобождаем место новому.

Можно начать с малого — в какой ящик или шкаф вы давно не заглядывали? Переберите вещи, которые давно не вытаскивали, и если увидите что-то, чем больше года не пользовались, — сразу в мусор. Наблюдайте за собой: как вы себя чувствуете теперь, когда пространство расчистилось?


Представьте себя Сократом и начинайте сомневаться



Сократ прославился привычкой задавать вопросы и девизом «Я знаю, что ничего не знаю». Выберите ситуацию невысокого риска  и попробуйте не отвечать на вопросы сразу, делайте каждый раз паузу на несколько мгновений, чтобы обдумать вопроc.

Подходите к каждому вопросу с позиции искреннего незнания. Относитесь к нему словно к кусочку еды — не заглатывайте, а разжевывайте. Следите за тем, как вы воспринимаете эту «пищу», каковы первые мысли, что вы собираетесь ответить, отмечайте любые эмоции и физические реакции. Несколько секунд могут длиться вечность, но, это всего несколько мгновений. Эта практика пробудит осознанность и создаст место для наблюдений и размышлений. А также научит воздерживаться от поспешных действий.


Сделать привычное непривычным способом


Все мы — рабы привычек. Значительную часть повседневной рутины мы выполняем почти бессознательно. Чистим зубы, едем на работу, а внимание полностью рассеивается. Этот эксперимент заставит выполнять знакомые действия непривычным способом.

Например, можно попробовать надеть куртку не так, как вы обычно ее надеваете. Если вы привыкли сначала просовывать в рукав правую руку, то начните с левой. Завяжите шнурки не в той последовательности или же скрестите руки так, чтобы сверху оказалась «непривычная» рука. Наблюдайте, как это на вас действует. Такая практика помогает выявить застарелые привычки и позволяет вести себя вопреки рутине.


Практикуйте молчание



Молчание — не только отсутствие звука, но и тишина, которую мы несем в себе даже на многолюдной площади. Выберите день и посвятите его молчанию: замечайте, когда и как вы нарушаете его, и выбирайте молчание. Например, если вы привыкли включать радио за завтраком, попробуйте поесть в тишине. Если вы читаете или едите перед телевизором, выключите телевизор. Этот эксперимент укрепит способность пребывать в молчании, не требуя развлечений. Вы начнете осознавать течение мыслей и слышать их.


Поиграйте в Шерлока Холмса


Выберите знакомое место — свою комнату, привычную дорогу (например, из дома на работу). Превратитесь в Шерлока Холмса, исследующего место преступления, или в антрополога, изучающего среду обитания неизвестного племени. Медленно, тщательно присматривайтесь ко всему, что вас окружает. Отмечайте фактуру и детали, смотрите на все с разных позиций, старательно наблюдая.

Мы часто спешим перейти к вопросу «как», забывая о «почему»

Включите все чувства. Вы заметите искушение пропустить наиболее знакомые предметы, поэтому исходите из предположения, что здесь для вас ново все. Присмотритесь к тому, как ярлыки мешают постигать предметы. Этот эксперимент обостряет чувства и помогает развить навыки наблюдения.


Не перебивайте собеседника


Один день практикуйте умение слушать других полностью и до конца, пока собеседник не выскажет все, что хотел, и только потом отвечайте. Фиксируйте свою склонность вставлять реплику, выносить оценки, судить о содержании разговора, не дослушав. Тренируйте полное сосредоточение на собеседнике. Обращайте внимание на выбор слов, тон, позу, выражение лица. Замечайте влияние этих слов на вас, в том числе возникающие в теле ощущения. Повышенное внимание создает пространство включенности в диалог.

Посмотрите на мир глазами ребенка


Мы часто спешим перейти к вопросу «как», забывая о «почему». В следующий раз, столкнувшись с комплексной задачей, не бросайтесь с ходу ее решать и не прибегайте к привычным методам, а поступите как трехлетний ребенок: с искренним любопытством спросите: «Почему?»

Импровизируя, вы полностью принимаете предложенные обстоятельства
Если такой вопрос кажется рискованным, подкорректируйте его. Попросите, например, собеседника рассказать подробнее. Такой подход помогает прояснить цель и выбрать наилучший способ действий.


Фантазируйте!


Импровизируя, вы полностью принимаете предложенные обстоятельства. Принимать не значит соглашаться, но значит признавать условия и работать с предложенным, продвигаясь вперед. Например, в импровизированных скетчах, если кто-то скажет: «В комнате прячется слон», а другой возразит: «Нет тут никакого слона», игра на том и закончится.
Если же второй участник ответит: «Да, и сейчас слон бросится на тебя», мизансцена готова. Все, что люди говорят и делают, воспринимайте как такую «подачу» партнера. Принимайте все, подтверждайте и развивайте идеи («Да, и сейчас...»). Этот опыт помогает выстроить подлинно креативный диалог, в котором обе стороны будут услышаны и смогут вместе создать нечто новое.

Прямолинейно двигаться и мыслить легко, а вот изгибаться – куда сложнее. Для развития гибкости мышления необходимы упорство, настойчивость и терпение.

И еще два упражнения для того, чтобы расшевелить мозговые «шестеренки» взрослых и детей.

Упражнения по развитию гибкости ума разнообразны, но начать тренировки можно уже сегодня с элементарных, но не менее интересных.

  • 1. Бином

  • Для этого понадобятся два слова, совершенно несвязанные друг с другом, например «стул» и «облако», и придумать не менее 10 предложений, в котором они будут использоваться. Первые 4-5 вариантов, до боли стандартны (наш мозг выдает их на 1,2,3), а каждый последующий заставляет поднапрячься. Можете написать свои варианты в комментариях.

  • 2.Фокальные связи

  • Упражнение немного сложнее, оно подойдет для школьников и взрослых людей. Снова загадываем два максимально разных слова (театр, горох), с ними нужно придумать несколько предложений-прыжков.

  • Например: «Я люблю ходить в театр. Дорога к нему лежит возле небольшого магазинчика. Там все сотрудники носят фартуки в «горох». Чем меньше прыжков-подводок, тем лучше.

Гибкость мышления можно развивать как неосознанно,попадая в непростые ситуации, так и осознанно: стимулируя работу мозга, отказываясь от «автоматизма». И второй вариант куда эффективнее, т.к. всесторонне развивает наши навыки.

Практикуйтесь и будьте креативными.